Глоссарий | ||||||
Музей под открытым небом |
Местонахождение нижняя Чолпон-Ата |
Местонахождение Бежаевка |
Местонахождение Орнок |
Местонахождение Караой |
Местонахождения южного побережья озера Иссык-Куль |
Эпиграфика Тамга и Джууку |
Туризм
Достопримечательности
Туристские маршруты
Ссылки и литература
А дорант. Антропоморфное изображение в позе почитания, поклонения (адорации) перед неким небесным божеством. Основной признак такого изображения – высоко поднятые вверх руки с видимой формой кистей, зачастую увеличенных размеров.
Андроновская культура. Культура индоевропейских по происхождению племен получившая распространение на огромной территории Евразии в бронзовом веке. Курганные погребения с облицовкой плитами или деревом, иногда с каменными оградками, но известен и обряд кремации. Инвентарь включает бронзовое оружие (кельты, наконечники копий сейминско-турбинского типа, ножи), украшения, кремневые наконечники стрел. Андроновская культура являлась основой, на которой развились многочисленные родственные культуры скифо-сакского мира раннего железного века.
Антропоморфное изображение. Изображение, которое по некоторым признакам определяется как человеческая фигура. Часто признаки человека и животных смешиваются в одном изображении, которое можно определить как зооантропоморфное. См. также Ульгень.
Артефакт. (от латинского artefactum – искусственно сделанное) Термин применяется в археологии в отношении находок – объектов, искусственно изготовленных или природного происхождения, чья форма была изменена, задана человеком в процессе использования.
Архар. Аргали ( O vis amraon), горный баран Марк Поло. Родина архара – Центральная Азия. Изображения горного барана менее распространенные, чем горного козла отличаются спирально закрученной формой рогов.
Б арельеф. При глубокой выбивке и прошлифовке каменной поверхности вокруг изображения образуется рельеф, который выступает по отношению к фону не более чем на половину объема фигуры. Барельеф встречается на стенах и блоках, реже на предметах.
Барс. Илбирс, снежный леопард. Хищник из породы кошачьих, ареал его обитания – горы Центральной Азии. Очень популярный образ на наскальных рисунках Тянь-Шаня. Занесен в Красную Книгу как исчезающий вид.
Битреугольный. (англ. Bitriangular ) Изображения для который характерна схематизация отдельных частей фигур в виде треугольников, в частности туловище в виде двух перспективно-подобных (лежащих на двух пересекающих прямых) треугольников. Помимо наскальных изображений битреугольный стиль широко представлен в керамических изделиях Передней Азии и Среднего Востока эпохи бронзы.
Бронзовый век. Исторический период в хронологической схеме системы трех веков, сменивший энеолит (меднокаменный век) и характеризующийся в Евразии распространением металлургии бронзы и использованием бронзы в качестве орудий труда, денег и боевого оружия. В целом эпоха бронзы датируется, начиная с IV тыс. до н.э. и заканчиваясь VIII в. до н.э. На большей территории Азии начало эпохи бронзы совпадает с появлением первых письменных источников. Условно подразделяется на три периода – ранней бронзы, средней бронзы ( XV – XIII вв. до н.э.), поздней бронзы ( XII – VIII вв. до н.э.). На протяжении последующих нескольких веков бронза вытеснялась металлургией железа, что зафиксировано в схеме как ранний железный век.
Бык. Быки включают в себя различные виды быков, зубров, яков и бизонов. В наскальном искусстве каменного и бронзового веков изображения быков встречаются наиболее часто.
В олк. (Canis lupus). Известно множество изображений волка в наскальном искусстве. Зачастую они изображены стоящими друг против друга или атакующими других животных. От изображений собаки отличаются главным образом формой хвоста.
Г орельеф. Изображение на высоком рельефе по отношению фону.
Гравировка. История гравировки по камню и металлу насчитывает тысячелетия. Существуют две основные техники гравировки – штриховая гравировка и обронная резьба. В штриховой гравировке на поверхность наносят порезки в виде контурных линий и штрихов. Обронная резьба представляет собой рельеф с выбранным углубленным фоном и объемной обработкой изобразительных элементов или то же самое контррельеф.
Гранит. (от итальянского granito – зернистый) Самая распространенная в земной коре континентов горная порода магматическогого происхождения. Состоит в основном из кварца, калиевого полевого шпата, кислого плагиоклаза и слюды.
Д инамика, движение, анимация. Животные в наскальном искусстве часто изображены в движении. Движение может передаваться через ходьбу, бег рысью, иноходью или галопом, прыжки в виде летящего галопа с подогнутыми ногами, подъема на дыбы, поворотов головы и туловища, иногда с перекрученным туловищем, в настороженной позе. Динамичные изображения характерны для скифо-сакского звериного стиля.
Доисторический период. Доистория или история первобытного общества. Эпоха и совокупность научных дисциплин, которые изучают человечество и его окружение, начиная с его появления около трех миллионов лет назад до изобретения письменности, время которого неодинаково в разных регионах. Первобытное искусство существовало на протяжении 30 - 35 последних тысячелетий этого периода и его творцами были только Homo sapiens.
Дольмен. Первоначально термин использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В современной археологической литературе на русском языке термин дольмен применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или представляет нестандартный тип.
Доместикация. Приручение и одомашнивание животных для последующего их разведения в интересах человека. Животные одомашнивались древним человеком для получения мяса, молока, кожи, меха, шерсти или использования тягловой силы. Находки костей собаки совместно с мезолитическими орудиями показывают, что процесс доместикации начался в мезолите. Большое количество костей овец, обнаруженных в Завиеми-Шанидаре (Ирак) доказывают, что овцы были одомашнены к 9000 г. до н. э. На протяжении последующих трех тысячелетий были одомашнены козы, крупный рогатый скот и свиньи (также в юго-западной Азии). Лошадь и бык были одомашнены в Центральной Азии и стали использоваться во 2 тысячелетии до н.э. Верблюд был одомашнен в отдельных местах только в 1 тысячелетии до н.э.
Ж енщина. В целом изображений женщин больше чем изображений мужчин. Очень много изображений датируется каменным веком, схожих со статуэтками с пышными формами. Существуют как реалистичные, так и схематичные изображения.
З ооантропоморфные фигуры. Изображения получеловека-полуживотного, например кентавр или Ульгень. Эти составные изображения зачастую походят на шаманов или колдунов.
И деограмма. Идеографическое письмо. Знак, в виде условного изображения или рисунка, передающий значение целого слова или морфемы, но не звука речи. Идеограммы использовались в старейших системах письма (древнеегипетская, шумерская и др.). Наибольшего развития идеографическое письмо получило в китайской иероглифике.
Известняк. Осадочная порода на основе карбоната кальция с различными посторонними примесями (доломита, глинистых и песчаных частиц). В известняковых массивах (карстах) образуется много пещер.
Индоевропейцы. (IndoEuropeans) Языковая семья, происхождение которой, большинство исследователей связывает со степными пространствами Евразии. Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов во втором тысячелетия до н. э. в Европе, Иране, Индии. Почти все современные языки Европы, Ирана, Индии (санскрит и др.) являются индоевропейскими. Термин относится в основном к лингвистическим данным, поскольку слабо подтверждается антропологическими и археологическими данными.
Искусство малых форм, или мелкая пластика. Небольшие предметы из камня, кости, бивня мамонта, рога, которые можно было переносить и в которых передавались различные изображения, в основном животных. Предметы изготавливались в двухмерном виде (гравировка, рисунок) на поверхности бивня, рога, кости, известковой плитки или гальки или в трехмерном виде (миниатюрная скульптура или барельеф).
Искусство ради искусства. Первоначально большинство исследователей первобытного искусства XVIII-XIX веков полагали, что «первобытные люди», жившие в доисторический период создавали наскальные изображения, пещерные рисунки, предметы мелкой пластики только ради удовольствия и для того, чтобы занять свое свободное время. Лишь в двадцатом веке появились версии, связанные с магией и религией.
К аменные изваяния. «Каменные бабы». Балбалы. Образы реальных людей, живших 10-15 веков назад, запечатлены в каменных изваяниях. Древнетюркские мастера каменной скульпторы выработали особые способы передачи характерных черт реального человека в изваяниях. Большинство изваяний древних тюрков не дают никакого объемного образа и представляют удлиненный окатанный валун - балбал, на котором выполнена стилизованная личина, иногда дополненная деталями одежды. Технически они исполнялись гравировкой и прошлифовкой в виде контурных линий. В наиболее искусных каменных изваяниях ощущается объемная пластика головы, плеч, бедер. По своим пропорциям, иконографии, трактовке образа, композиции, моделировке древнетюркские каменные изваяния не относятся к классической скульптуре ввиду особого сложившегося канона, который заключался в строгой фронтальности, симметричности, умышленном нарушении анатомических пропорций. Ввиду несоразмерности отдельных частей человеческого тела и стилизованных черт лица образ древнего тюрка предстает низкорослым и неподвижным. Однако посредством точной передачи характерных черт лица (форма усов, глаз, носа, количество косичек и др.), деталей одежды, конкретного вооружения, сосудов, и других предметов, принадлежавших прототипу, древнетюркские мастера добивались эмоционального восприятия образов, запечатленных в изваяниях. Каменные изваяния, как правило, устанавливались в следующих местах: 1. На захоронениях представителей родоплеменной знати, в основном выдающихся воинов; 2. В местностях, считавшихся священными и покровительствуемых духом отца-прародителя; 3. Вблизи погребений выдающихся правителей и военноначальников тюркских каганатов.
Кенотаф. (от греческого kenotaphion – пустая могила) Могильный курган, не содержащий захоронения и других следов погребения. Сооружались либо в ритуальных целях, либо в тех случаях, когда умершего на чужбине или погибшего в военном походе человека невозможно было похоронить в родных местах.
Козел горный. (Capra ibex). В наскальном искусстве очень часто и повсеместно в Центральной Азии встречаются изображения козлов, особенно в горных районах. Доминирующий образ козла представляет собой и реальный объект охоты – важнейшего вида жизнедеятельности человека, и одновременно аллегорию, необходимую для мифологического объяснения мира.
Композиция. На многофигурных рисунках некоторые фигуры организованы относительно других фигур в пространстве в соответствии с определенными признаками (размеры, направление движения, способ изображения и др.) Взаиморасположение и взаимосвязанность этих фигур образуют композиционное единство рисунка.
Контур. Контурный рисунок. Линейные очертания форм фигуры, предмета или объекта. Контурный рисунок передает различными линиями внешний абрис формы предмета.
Конус выноса. Форма рельефа в виде плоского полуконуса. Образуется на выходе водных потоков из гор на предгорные равнины в результате скопления рыхлого материала (галька, песок, глина), переносимого реками.
Косуля (Capreolus capreolus). Представитель семейства оленевых небольшого роста с малоразвитыми рогами. В наскальном искусстве встречается редко.
Кроманьонец. (Homo sapiens) От Кро-Маньон, юго-западная Франция. Современный человек, наш более или менее прямой предок, который появился на Ближнем Востоке около 100 000 лет назад и пришел, как полагают, в Западную Европу около 40000 лет назад. Именно кроманьонцы являлись разумными творцами - художниками первобытного искусства.
Л едниковый период. Плейстоцен. Продолжительный период большого похолодания, датируемый от 3,5 до 1,3 млн. лет назад и до 8300 г. до н. э., затронувший огромную территорию и отмеченный распространением ледниковых масс на севере Евразии. Палеолитическое искусство возникает во время последней фазы четвертого ледникового периода во время которого периодически наступали фазы умеренного климата.
Линейный рисунок . Отличается от контурного и силуэтного рисунков тем, что он выполнен в геометрической манере, линиями одинаковой толщины, одной линией что туловище, что нога, что морда. Так, например, выполнены многие рисунки поздней бронзы, многие антропоморфные изображения, тамги и другие знаки. В принципе, это может быть как бы подвид силуэтного рисунка, но все же, когда речь идет о силуэтном и контурном, имеется в виду более-менее реалистическая трактовка, с передачей объемов и реальных очертаний туловища. У линейных же рисунков выражена стилизация и схематизация. Встречается сочетание приемов - линейное туловище и контурная голова.
Лось. (Alces alces) Самый крупный представитель оленевых, с рогами в виде веера, с характерной горбатой мордой. На территории Центральной Азии очень распространенное изображение для региона Южной Сибири, однако на территории Кыргызстана имеются лишь единичные изображения лосей.
Лошадь. Среди представителей семейства лошадиных Equus coballus в наскальном искусстве Кыргызстана представлены различные породы и разновидности, отличающиеся по росту, масти и повадкам (Сакская, Даваньская, Усуньская, Монгольская). Эти детали очень заметны на изображениях. Лошади встречаются чаще всего верховые с наездником.
М езолит. Период, следующий за палеолитом, отмеченный отступлением ледников около 8300 г. до н. э. и изменением климата, фауны и растительного покрова (современный умеренный климат). Образ жизни охотников-собирателей этой эпохи меняется, мезолитические изображения встречаются очень редко.
Моласса. (англ. Mollasse ) (от лат. Mollis – мягкий) Комплекс горных пород (конгломератов, песчаников, глин и др.), накапливающихся в межгорных прогибах. Иссык-Кульская котловина является одним из таких прогибов (геосинклиналей).
Морена. Скопления обломков горных пород, переносимых или отложенных ледниками. Образуют различные формы моренного рельефа. Состоит из грубых, несортированных и неслоистых глин, суглинков, гальки и валунов.
Мужчина. Изображений мужчин меньше чем изображений женщин, они встречаются как в наскальном искусстве, так и в искусстве малых форм. Зачастую изображались с ярко выраженными мужскими качествами, иногда с увеличенным фаллосом. Часто мужчины на изображениях держат оружие или другие предметы.
Мустьерская эпоха. (англ. Moust e rien ) (от местечка Мустье). Эпоха и культура среднего палеолита, между 125 и 35 тыс. лет тому назад.
Н аскальные изображения. Наскальные рисунки. Писаницы. Изображения на стенах пещер и гротов, на скальных поверхностях, на отдельных камнях и валунах, выполненные различной техникой (гравировка, выбивка и т.п.) с использованием различных инструментов (каменных, металлических) или просто пальцами рук и материалов (краски, древесный уголь.). Представляют живопись, барельефы, горельефы, гравюры и резьбу по камню, контрастные изображения и палимпсесты.
Неандерталец. (homo neanderthalensis) От долины Неандер, Германия. Архаичный человек, известный от Ближнего Востока до Европы, живший в эпоху среднего палеолита (мустье) и одновременно с первыми Homo sapiens, которые пришли в Европу около 40000 лет тому назад.
Неолит. Эпоха, в течение которой человек перешел от присвающего к производящему хозяйству, возникающего в Юго-Западной Азии в 9000—6000 гг. до н. э., т.е. к производству пищи путем выращивания растений и доместикации животных. «Неолитическая революция» позволила людям перейти к оседлому образу жизни, обусловила рост благосостояния и стимулировала торговлю. Появившиеся источники пищи привели к увеличению населения и специализации ремесла. Таким образом, были созданы предпосылки для дальнейшего прогресса.
О лень. (servus elaphus) Олень обыкновенный или олень красный (марал). Самка оленя не носит рогов. Изображения оленей являются особенно популярными в наскальном искусстве Иссык-Куля.
Охота. Один из важнейших видов жизнедеятельности человека начиная с каменного века и до нового времени, благодаря которому он обладал точными знаниями об анатомии и поведении животных, о чем свидетельствуют изображения древнего искусства.
П алимпсест. (от греческого palin – снова, psaio – скоблю, стираю) В наскальном искусстве термин означает наложение одних изображений поверх других. Зачастую встречаются три и более слоев изображений, относящихся к различным историческим периодам. Используется в относительной датировке изображений.
Панно. Ограниченный участок скальной поверхности или стены в пещере с многочисленными рисунками, изображение которых вместе кажется не случайным. К примеру, Ак-Чункур разделен на несколько разных панно.
Пантера или леопард. (Panthera pardus) Этот представитель семейства кошачьих весьма популярен в наскальном искусстве и ювелирных украшениях скифо-сакского времени.
Патинизация. Химический процесс, связанный с образованием тонкой оксидной пленки (патины) при окислении металлов (включений железа, марганца и других металлов в структуру различных горных пород.) Существует первичная патина, сформировавшаяся за тысячи и десятки тысяч лет на поверхностях камней с момента их выноса на устоявшиеся участки и вторичная, образовавшаяся на естественных сколах и искусственных выбивках, гравировках, прошлифовках. В комплексе с другими факторами позволяет осуществлять датировку петроглифов. В настоящее время существуют методы специальной обработки, так называемая искусственная патина.
Пейзаж, ландшафт. Изображения окружающего пространства весьма редки для наскального искусства. Многие зигзагообразные линии несут иную смысловую нагрузку.
Перспектива. Как правило, животные изображались в профиль, но некоторые элементы, рога или конечности, могли быть показаны анфас или повернуты на три четверти. Существуют понятия одноугольной и двухугольной перспективы применительно к наскальным изображениям.
Песчаник. Обломочная осадочная порода, состоящая из кварцевых частиц, соединенных вместе при помощи природного угольного или кремнистого цемента. Песчаник является материальной основой для значительного числа наскальных рисунков.
Петроглифы. (от греческого petros – камень, glyphe – то, что вырезано, резьба) Термин подразумевает то же самое что и Наскальные изображения.
Пещера, грот. Зачастую считаются синонимами, однако пещера отличается большей протяженностью и размерами.
Пиктограмма. Пиктографическое письмо. Рисунок или последовательность рисунков, передающих общий смысл сообщения. Известно со времени неолита.
Призрак, фантом . Неясное условное изображение, зачастую похожее на гуманоида.
Противостояние. Часто животные, в основном одного вида, изображаются друг напротив друга, что иногда напоминает поединок или борьбу, В таких противостояниях участвуют обычно два животных и очень редко - несколько.
Птица. В наскальном искусстве изображения птиц встречаются гораздо реже, чем изображения млекопитающих.
Пустынный, скальный загар. Патина. Тонкий слой различных оттенков темных цветов, покрывающий каменные поверхности. В естественных условиях на открытых пространствах образуется в результате фотохимического процесса (под воздействием солнечной радиации и других факторов происходит окисление металлов, содержащихся в горных породах с образованием тонкой оксидной пленки более стойкой по сравнению с основной структурой камня.)
Р яд, процессия, вереница. В наскальном искусстве так обозначается изображение группы животных, в основном, одного вида, расположенных продольно в одном направлении.
С акская эпоха. Исторический период, совпадающий с началом железного века ( VIII в. до н.э.) на территории Центральной Азии и отмеченный в исторических источниках упоминанием имени «Сака», т.е. кочевых и полукочевых племен саков – наследников андроновской культуры на территории Тянь-Шаня и прилегающих регионов Центральной Азии. Большинством исследователей признаются ираноязычными и европеоидными. Многочисленные свидетельства о саках содержатся в древнеперсидских источниках (саки-заречные, т.е. проживавшие за реками Амударья и Сырдарья, саки-хаомаварга, т.е. готовящие священный напиток хаому – смесь меда и эфедры, и саков-тиграхауда (острошапочников), носящих высокие головные уборы). С III в. до н.э. саков наследуют и сменяют различные племена, на территории Тянь-Шаня – усуни и юэчжи-тохары. В дальнейшем часть саков переместилась на запад и юг, другая была ассимилирована древнетюркскими племенами, отдельные этнографические группы прямых потомков саков сохранились на Памире и в северной Индии.
Силуэт. Силуэтное изображение представляет очертание фигуры или предмета в виде тени целиком или частично заполненное однотонным цветом или равномерной выбивкой, гравировкой или прошлифовкой.
Солярный знак. (от латинского solaris – солнечный) Знак-символ солнца. Наделялся священным смыслом для многих древних народов, обожествлявших солнце. Формы солярного знака могут быть самыми различными, от простой окружности до сложных геометрических фигур и рисунков.
Составное изображение. Редкие изображения, составленные либо из двух животных разных видов, например, хищник с крыльями или туловище оленя с головой быка. Либо это мифические персонажи, составленные из животного и отдельных частей тела человека, например кентавры.
Стилизация. Изображение животного, человека или предмета в упрощенных чертах для создания декоративного эффекта.
Схематичный. Геометризованный. Изображение животного или человека выполненное несколькими основными геометрическими линиями или фигурами, в абстрактной, условной форме представляющими этот образ.
Т амга. Тамгообразный знак. Знаки в виде схематичных рисунков или различных геометрических фигур и линий. Тамги имели широкое распространение среди кочевых племен как символы собственности.
Таш-короо. Невысокие, различной формы каменные сооружения – каменные кладки, не скрепленные связующим раствором. Использовались главным образом в бытовых целях (загоны для скота и т.п.) Однако в местонахождениях петроглифов каменные выкладки отличаются крупными размерами валунов и своим предназначением, предположительно в качестве семейных святилищ и своего рода рабочих мест для астрономических наблюдений за движением космических объектов.
Точечная выбивка. Техника изготовления наскальных рисунков. Последовательными ударами посредством каменного или металлического орудия удалялся поверхностный слой, как правило, пустынного загара. Виды точечной выбивки различаются по размеру и глубине точечных углублений и их взаимному расположению (поверхностная, крупноточечная, мелкоточечная, редкая, частая и т.п.)
Трасеологический. (англ. Traceological ). Трасеология – научная дисциплина, занимающаяся изучением и фиксацией следов изготовления наскальных рисунков для определения техники изготовления и типа орудий.
У льгень. Шаманистское божество. Вместе с другим верховным божеством Эрликом является верховным владыкой верхнего мира, создателем земной основы, двигающим солнце и луну. Ульгень был создателем человека и животных, оживляющим материальную субстанцию посредством вдыхания в него жизненной силы – «кут», которая в свою очередь, черпалась из священного озера. В алтайских мифах представляется в образе птицы-утки. Имеется также наскальное изображение сопоставляемое с образом Ульгеня в фигуре зооантропоморфного существа с большим фаллосом, женской грудью, с головой ушастой совы, с утиным клювом, с ногами в форме ласточкиного хвоста и хвостом волка или рыси.
Урочище. Часть природного ландшафта. В широком смысле – участок местности, выделяющийся из окружающего ландшафта различными естественными признаками (роща среди поля, плато в горах и т.п.)
Усуньская эпоха. Во II в. до н.э. в древнекитайских письменных источниках появляются сведения об усунях – кочевом народе, создавшем военно-кочевую империю, государство, занимавшее территорию большей части Тянь-Шаня и Семиречья. Первоначально усуни обитали в Центральной Азии, по соседству с племенами юечжей и хуннов, однако, где находились древние усуньские земли, точно не установлено. Известно только, что в войне с юечжами и хуннами усуни потерпели поражение. Около 160 г. до н. э. часть усуней переселилась в Семиречье. Подчинив местные сакские племена и отбросив юечжей на юг Средней Азии, усуни создали свое государство во главе «царем», носившим титул «гуньмо». В его состав вошли местные племена саков и остатки юечжей. Усуньское государство имело союзнические отношения с Древним Китаем, что было закреплено браком усуньского правителя с китайской принцессой и совместными военными действиями против хуннов и Давани. С I в. н.э. это государство практически прекращает свое существование, хотя последние сведения об усунях относятся к 436 г., когда к ним было направлено китайское посольство. Позже они вошли в состав первого Тюркского каганата.
Ф антастическое животное. Изображение животного, не соответствующего никакому известному виду, например химера.
Фриз. Вытянутая горизонтальная композиция, длина которой больше высоты, объединяющая похожие или разные сюжеты. Термин используется в основном в наскальном искусстве.
Х имера. Фантастическое существо, имеющееся признаки и человека и животного, которое играло важную и малоизученную роль в мифологии.
Хищники. (Carnivore) Отряд млекопитающих с очень острыми зубами и когтями. В наскальном искусстве Центральной Азии преобладают изображения хищников породы кошачьих. Среди изображений хищников в наскальном искусстве часто очень трудно отличить один вид от другого.
Хронология. Датировка. Последовательность и датировка доисторических и исторических событий. Следует различать относительную хронологию, определяющую порядок тех или иных событий, и абсолютную, в которой событие датируется в абсолютных цифрах с большей или меньшей точностью. Доисторические времена разделены на эпохи или на культуры, определенные по свойствам индустрии, каменных или костяных, а затем керамических и металлических изделий. Существуют также стилистические хронологии. В исследовании петроглифов часто используются специальные хронологические таблицы.
Ч ашевидное углубление. Округлые углубления на каменных поверхностях размером несколько сантиметров, естественного происхождения или искусственно изготовленные рукой человека. Несколько углублений могут составлять контур изображения или геометрический рисунок.
Человек. Изображений человека гораздо меньше, чем изображений животных. Среди них различаются женские и мужские изображения, остальные - неопределенные.
Ш аманизм. (от эвенкийского «шаман» - человек в исступлении, в трансе) Одна из ранних форм религии. Многие исследователи интерпретируют наскальное искусство отчасти традициями шаманизма, которое определяется как совокупность магических и религиозных практик, свойственных нескольким эпохам во многих уголках мира.
Э тнография. Наука, изучающая культурные и бытовые особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения и историко-культурных взаимоотношений. Интерпретация наскального искусства при помощи этнографических сравнений используется многими исследователями наскального искусства.
Глоссарий