ИССЫК-КУЛЬ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ТУРИЗМ

 

История

 

Краткий исторический очерк

Геология и география

Вопросы этнической истории

Петроглифы Иссык-Куля

Каменные изваяния

История и историки

Исследователи и путешественники

Краткий исторический словарь

Электронная библиотека

Вопросы и ответы

Краткий очерк наскального искусства

Карта местонахождений петроглифов Кыргызстана

Глоссарий
Музей под открытым небом
Местонахождение нижняя Чолпон-Ата
Местонахождение Бежаевка
Местонахождение Орнок
Местонахождение Караой
Местонахождения южного побережья озера Иссык-Куль
Эпиграфика Тамга и Джууку

 

Культура

 

Материальная культура

Брак и семья

Религия

Мазары

Народное искусство

Устное народное творчество

Ссылки и литература

 
 
 
Петроглифы Иссык-Куля
Туризм

 

Достопримечательности

Туристские маршруты

Ссылки и литература

Краткий очерк наскального искусства Прииссыккулья  

Историкам и антропологам недостаточно известно о конкретных причинах и условиях происхождения человека разумного. Но одно не вызывает сомнений – человек современного типа был разумным творцом. Древнейшие образцы его творчества – пещерная живопись и искусство малых форм. Следующим этапом мировой культуры считается наскальная живопись. В наскальных рисунках или петроглифах (c греческого petra – камень, glyphe – то, что вырезано, резьба) через человеческие и звериные персонажи, различные знаки человек передавал свое миропонимание, идеи устройства мира, проблемы жизни и смерти, всеобщность мировых явлений.

Реальный мир трансформировался в сознании человека в мир, наполненный мифическими образами, идеями и персонажами, и, в свою очередь, этот вторичный, производный мир воспринимался уже как реальность. Таким образом, например, создавались храмовые пространства, гигантские святилища под открытым небом, где реальный ландшафт со всеми его природными феноменами и аномалиями соединялся с мифическими представлениями, запечатленными в рукотворных творениях – рисунках, скульптурах, каменных сооружениях и других артефактах.

Достаточно долгое время в исторической науке считалось, что кочевые племена, населявшие огромные степные пространства Евразии были исключительно регрессивной, разрушительной силой, направленной против высокоразвитых цивилизаций. Открытия археологов, сделанные за последние полвека, полностью развеяли подобные представления. Культура номадов «Великой степи» предстает во всем своем блеске и великолепии не только в золотых и бронзовых украшениях из царских курганов, но и в наскальной живописи.

Хронологически петроглифы Иссык-Куля можно классифицировать по следующей схеме: андроновский (поздний бронзовый век - конец II тыс. до н.э. – VII в. до н.э.), сакский (VIII - III века до н.э.), усуньский ( III век до н.э. – I век н.э.), древнетюркский (V – X века н.э.) историко-культурные этапы. Некоторая часть рисунков относится к средневековью и современности.

Хронологическая таблица петроглифов Иссык-Куля

(по Е.А.Миклашевич)

I - эпоха бронзы,

II – эпоха поздней бронзы и переход от бронзы к железу,

III - сакская эпоха,

IV – усуньская эпоха,

V - средневековье.

К сожалению, все периодизации являются относительными, но не абсолютными. Для наиболее точной хронологии следует осуществлять комплексную, перекрестную датировку, основанную на:

• I. Анализе художественного стиля и содержания наскальных рисунков.

• II. Технике исполнения изображений.

• III. Сопоставлении с археологическими и этнографическими данными.

• IV. Изучении степени вторичной патинизации петроглифов.

• V. Аналогиях со сходными изображениями в других районах и других массивах.

• VI. Различных естественнонаучных способах датировки (трасологический, лихенологический анализ)

 

Среди петроглифов Иссык-Куля к петроглифам эпохи бронзы можно отнести изображения быков, и небольшую серию прошлифованных изображений хищников, быков, козлов, напоминающих по стилю известные битреугольные изображения Центральной Азии. К петроглифам сакского времени относятся крупные контурные изображения козлов и оленей с орнаментированными туловищами. Другая группа петроглифов сакского времени представлена силуэтными рисунками козлов, верблюдов, собак, кошачьих хищников, оленей, кабана, лучников. Имеется уникальное изображение акинака. Рисунки выполнены в характерном для скифо-сакской эпохи стиле и часто составляют сложные композиции, в основном сцены охоты, преследования, терзания хищниками.

Значительная группа петроглифов Чолпон-Аты, как и многих других памятников Прииссыккулья, относится к усуньскому времени – это главным образом одиночные и парные изображения козлов, противостоящие козлы, «шествия» козлов, сцены охоты на козлов.

В местонахождениях Бежаевка и Кургак обнаружены многочисленные изображения всадников, как правило, в сценах загонной охоты или сражений.

К эпохе средневековья относятся геометризованные фигуры козлов, а также изображения всадников на конях и верблюдах, антропоморфные изображения, сцены охоты на козлов, караваны верблюдов, возможно, некоторые тамги.

В Чолпон-Атинском местонахождении петроглифов имеется и достаточно большое число современных рисунков (козлы и олени, горы, всадники, портреты людей и т.п.)

 

Петроглифы северного побережья озера Иссык-Куль.

Североиссыккульский массив петроглифов протянулся более чем на 200 км, начинаясь с Боомского ущелья на западе и до перевала Сан-Таш на востоке. Наскальные рисунки встречаются повсеместно, однако основные местонахождения петроглифов находятся в западной части между городами Балыкчи и Чолпон-Ата.

Петроглифы Чолпон-Аты аккумулированы в трех прилегающих друг к другу скоплениях: первое – центральное скопление, часть которого является заповедной зоной, остальные рисунки на камнях вокруг территории аэропорта; второе в местности в северной части Чолпон-Аты выше микрорайона Бежаевка, которую местные жители именуют как Чаар Кудук или Айдай Кан; третье - в урочище Кургак. Если первое находится в нижней части древней морены на конусе выноса реки Чолпон-Ата, то два последних на уступах, в распадках и непосредственно самих предгорьях - адырах.

Местонахождения Караой, Орнок, Чон-Сары-Ой, Сары-Ой, Чок-Тал по своим географическим, геологическим и геоморфологическим признакам схожи с местонахождением Чолпон-Ата. Трудно четко выделить границы между местонахождениями и их площадь, поскольку конусы выноса рек соприкасались и пересекались друг с другом. Так и местонахождения петроглифов, обозначенные по близлежащим селам, фактически переходят одно в другое.

За исключением чолпон-атинского местонахождения, количество камней с петроглифами можно оценить только приблизительно из-за отсутствия проведенного документирования. Самыми крупными являются местонахождения Чолпон-Аты и Орнока, где количество камней с петроглифами более 1000, в остальных от 100 и более.

Кроме вышеназванных, небольшие местонахождения памятников наскальной живописи на северном побережье Иссык-Куля зафиксированы в следующих местностях:

•  Вблизи села Бостери в междуречье рек Бактуу-Доолонотуу и Четки-Доолонотуу — скопление валунов, на многих из них имеются наскальные рисунки с изображениями различных животных. Археологические памятники урочища Бостери датируются периодом VI в. до н.э. - VIII в. н.э.

•  Село Кок-Булак. Местонахождение наскальных рисунков с изображениями животных и бытовых в ущелье Калмак-Ашуу, которое, являлось святилищем сако-усуньской эпохи. Вблизи находится могильник, обследованный в 1949 г. А.Н.Бернштамом. В 1961 г. Иссык-кульским археологическим отрядом вскрыты курганы, относящиеся к сако-усуньскому времени. Изредка изображения козлов, лошадей и верблюдов встречаются на камнях среди курганов.

•  В районе села Орто-Орюкты находятся наскальные рисунки различных животных и курганный могильник с рядами больших курганов с земляными насыпями.

•  Северо-западнее села Булан-Сегётюю отмечены петроглифы сакской эпохи.

•  Севернее села Темировка сохранились единичные петроглифы с изображениями животных.

•  На конусе выноса реки Тору-Айгыр вблизи одноименного села располагаются курганы и наскальные рисунки сако-усуньской и древнетюркской эпох.

•  Между с.Чырпыкты и отрогами хребта Кунгей Ала-Тоо находятся многочисленные валуны с наскальными рисунками с изображениями людей, козлов, оленей, верблюдов, всадников и лошадей.

•  В верховьях р. Ак-Булак севернее Курментинского цементного завода на валунах обнаружены контурные рисунки с изображения козлов, которые трудноразличимы ввиду неровностей поверхности камней и предварительно датируются сако-усуньским временем.

•  Между селами Ой-Булак и Ой-Тал в расположении могильника Дон-Булак зафиксированы наскальные изображения. На четырех камнях сохранились рисунки козлов с круто загнутыми рогами и изображение хищника.

•  В верховьях реки Капа-Булак (правый приток р. Тюп), на скалах и валунах отмечено 18 контурных изображений козлов, предварительно датируемых сако-усуньским временем.

•  Севернее села Сары-Булак в верховьях ущелья Чон-Сары-Булак встречаются на крупных камнях рисунки с изображениями козлов, оленей, лошадей, верблюдов и охотников. Вблизи находятся крупные курганы сакских племенных вождей.

•  На адырах в 1 км к северо-западу от с.Орто-Урюкты и в 0,5 км к западу от могильника Туз-Жилга, встречаются наскальные рисунки с изображениями козлов, оленей, лошадей, верблюдов и сцен охоты.

На южном берегу Иссык-Куля зафиксированы следующие местонахождения наскальных рисунков:

•  Древнейшим образцом наскального искусства на территории Кыргызстана являются пещерные рисунки, обнаруженные в пещере Ак-Чункур, находящейся на Сары-Джазском хребте, недалеко от кыргызско-китайской границы. В 1954 г. древнейшая на Тянь-Шане пещерная стоянка Ак-Чункур исследовалась А.П.Окладниковым совместно с В.И.Рацеком. Длина всей пещеры, около - 40-45 м, ширина порядка – 8-9 м и высота 1,3-2 м, местами 3-4 м. Рисунки были исполнены на сводах пещеры, очевидно, пальцами рук с применением красной охры.

•  Местонахождение петроглифов Барскоон расположено на левом берегу реки Барскоон, в 3 км от ее впадения в озеро Иссык-Куль. Большинство петроглифов Барскоона - схематические фигуры козлов, единичные или парные, которые являются типичными для Средней Азии. Такие изображения выполнялись в течение многих столетий, начиная с конца 1-го тысячелетия до н.э.

•  Местонахождение Уч-Кошкон было обследовано А.И. Мартыновым и Е.А. Миклашевич в 1986-87 гг. Было обнаружено около 80 плоскостей с рисунками, большинство из которых – типичные для Средней Азии изображения козлов. Рисунки выбиты на скальных выходах и каменных блоках на протяжении двух км по берегам ручья Уч-Кошкон.

•  Вниз по р. Сары-Джаз и далее по р.Энильчек, на правом берегу р.Кайында, был обнаружен полуметровый, покрытый темно-коричневым глянцевым загаром камень с изображением козликов (напоминающих пещерные рисунки), выбитых точечным приемом.

•  На р. Джууку находится камень с надписью, содержащую известную буддийскую формулу - «Оме мани падме хум» (тибетскими буквами). В месте расположения джуукинского камня (на правом берегу речки) находились могильник, предположительно калмыцкого происхождения. С южной стороны могильника на больших валунах были отмечены изображения козлов и других фигур. С северной стороны находился камень в виде призмы (высотой 110 см) с выпуклыми сторонами, суживающимися к вершине и к основанию, около вершины одного из двухгранных углов - бороздка в виде круга с маленькой ямкой в центре, а на самой вершине — маленькая неглубокая ямочка.

•  В среднем течении рек Кичи-Джаргылчак и Чон-Джаргылчак на склонах находятся наскальные рисунки с изображениями горных козлов, оленей, хищников и сценами охоты.

•  Высокогорное местонахождение петроглифов Кумтор находится южнее ущелья Барскоон в районе золоторудных разработок Кумтор. Помимо традиционных изображений людей и животных представлены мифические персонажи в виде грифонов и др.

•  В урочище Тамга вблизи одноименного села находятся наскальные изображения различных животных. Там же находятся и широко известные тибетские надписи, вырезанные на трех камнях и содержащие известную формулу «Оме мани падме хум». Они высечены в строгом барельефном стиле: вокруг букв стесывалась поверхность камня, благодаря чему они выглядят рельефно-объемными. Камни с надписями расположены в нескольких километрах друг от друга и ориентированы по одной линии, направленной в направлении Тибета. Ущелье и река именуются по кыргызскому названию надписей (тамга — «знак, буква»). Ориентировочно датируются VIII в. н.э., временем господства в Восточном Туркестане тибетцев и принятия многими тюркскими племенами буддизма. Но есть предположение, что камень с буддийской формулой мог быть молельным камнем буддистов-калмаков и относиться к джунгарскому времени (XVII—XVIII вв.).

•  Петроглифы урочища Ак-Олён.

•  Петроглифы урочища Ак-Терек.

•  Петроглифы горы Ала-Баш, выбитые на скальных поверхностях, выполнены в скифо-сакском зверином стиле. Состоят из изображений горных козлов, оленей, лошадей, верблюдов. Встречаются также изображения людей и сцены охоты лучников с собаками.

•  В долине Бар-Булак у подножия хребта Тегерек и на адыре Кара-Коо сохранились отдельные наскальные рисунки.

•  Наскальные рисунки Ден-Талаа находятся на перевале и отдельно стоящей горе к северу от одноименного села. Рисунки выбиты на скалах. Изображения животных - одиночные и групповые. Преобладают рисунки горных козлов. Единичные изображения оленей, быков, кабанов и др. Незначительную группу составляют рисунки человека и солярные знаки. Большинство изображений выполнено в зверином стиле и датируются VII-III вв. до н.э. Некоторые из рисунков могут быть отнесены к бронзовому веку.

•  В окрестностях поселка Каджи-Сай отмечено небольшое число наскальных рисунков.

•  Петроглифы Сюттуу-Булак находятся в одноименном урочище на большой площади, начиная от предгорий Терскей Ала-Тоо до берега озера Иссык-Куль, и представлены наскальными изображениями различных животных.

 

Некоторые аспекты исторической датировки и культурологического анализа петроглифов Иссык-Куля.

Петроглифы Иссык-Куля представляют яркий и своеобразный образец наскальной живописи Центральной Азии.

Шедевром наскального искусства Иссык-Куля является композиция на центральном камне с самым крупным наскальным рисунком, исполненном на едином, гранитном валуне в чолпон-атинском местонахождении, в музее под открытым небом. Своеобразным каменным полотном послужила поверхность камня с площадью 2,2-4,2 м, ориентированная на запад и слегка расчлененная на три грани, исходящими из центра поверхности. На переднем плане стадо или семейство горных козлов (тоо-теке). Фигуры козлов показаны с замечательной экспрессией.

Контурные линии тщательно прошлифованы, и судя по степени вторичного загара, который образуется на выбитом декоре, изображение дорабатывалось в течение последующего, достаточно долгого периода. Внутреннее пространство фигур украшено различными узорами, причем для каждой из фигур предназначен свой своеобразный узор. Ощущение движения животных передано через многие века абсолютно достоверно. Фигуры как бы парят в грациозном прыжке. Очень интересно показано направление движения животных. В нижнем левом углу фигура горного козла, средняя по размерам. Сверху над этим изображением и перед ним самые крупные изображения горных козлов (размером почти в реальную величину 1,20 м), выполненные на центральных гранях камня. Далее на правой нижней плоскости следуют две меньшие по размерам фигуры козлов, причем крайняя правая фигура дана с более подогнутыми ногами, т.е. как бы ускоряющая свой бег. Складывается впечатление, что стадо в стремительном беге движется с левой стороны и, огибая центральную грань по кругу, уносится вправо вдаль.

На заднем плане изображены фигуры охотников и хищников - снежных барсов. Три фигурки охотников с луками с вложенными в них стрелами, направленных слева направо, в левом верхнем углу относительно крупные. Одна из фигурок незакончена, видна только верхняя её часть с луком. Сквозь рога крупного верхнего изображения козла просматривается мелкая фигурка охотника и рядом столь же небольшой козлик в вертикальном, полуопрокинутом положении. Представляется, что охотники располагаются в виде полукруга, но с удалением от зрителя к центру камня. Такое построение охотников часто встречается в загонной охоте, загоняющей животного либо в центр круга, либо к заданной точке.

На южной поверхности, с сильным пустынным загаром, в нижней части видны небольшие, не столь реалистичные по сравнению с главными изображениями, фигурки горных козлов. Следует заметить, что на многих участках камня пустынный загар, особенно в центральной части, в значительной мере стерт.

На восточной поверхности камня весьма примечательное изображение горного козла со стилизованно-закрученными рогами в виде солярного знака. Подобные изображения достаточно часто встречаются в чолпонатинском скоплении петроглифов.

В целом, можно заключить, что на западной поверхности камня представлен выдающийся образец скифо-сакского «звериного» стиля – композиция со сценой загонной охоты, состоящая из крупных, динамичных и реалистичных изображений горных козлов, снежных барсов и охотников с тщательно продуманной и многозначительной сценографией.

К скифо-сакскому «звериному» стилю относятся более половины всех петроглифов и в их числе, центральная композиция. Другим ярким примером этого стиля является рисунок в чоктальском скоплении – олень, схожий с образами оленей на скифских ювелирных украшениях.

В крупных местонахождениях петроглифов вблизи крупных камней с петроглифами, как правило, находятся каменные круговые выкладки так называемые «таш-короо», которые явно не являются традиционно подразумеваемыми загонами для скота. Не останавливаясь на описании и анализе предназначения «таш-короо», следует резюмировать, что данные каменные круги в местонахождениях петроглифов являются объектами культового, сакрального назначения. Многие камни с петроглифами либо включены в круговые выкладки камней, либо соседствуют с ними. Примером включенных в выкладку петроглифов является камень с изображениями шести солярных знаков в верхней части музея под открытым небом.

Для чолпон-атинских петроглифов характерны солярные знаки в виде светлого диска диаметром 10-40 см и в виде очкообразного знака. Но уже для соседнего караойского скопления типичны иные солярные знаки в виде круга с внутренним перекрестием – своего рода колесо. Соединение таких солярных знаков зачастую похоже на колесницу.

Около 60% всех фигур занимают изображения горных козлов. Следующим, часто встречающимся изображением является образ оленя и особенно образ матери-оленихи – образ, имеющий широкое распространение в Семиречье, на Алтае и в Южной Сибири. В одном из кыргызских мифов представлен образ легендарной матери-оленихи Мюйюздюу-эне. Одно из кыргызских племён – бугу (в дословном переводе название благородного оленя) почитало Бугу-эне как свой тотем и свою прародительницу. В караойском скоплении сохранились петроглифы с изображениями в реальную величину (высотой 1.80 м) пары оленей на двух гранях камня, высота которого более 2 метров. Возможно, это крупнейшие в регионе Тянь-Шаня петроглифы с изображением оленей.

В чолпон-атинском местонахождении до наших дней дошло, хотя и в сильно поврежденном состоянии изображение косуль. В народных преданиях о происхождении Каба – предка одного из крупных кыргызских родов племени саяк говорится о том, что его вскормила своим молоком самка косули (элик). Можно проследить связь и многих других петроглифов с кыргызскими поверьями, преданиями и мифами. Духовная культура кыргызского народа, несомненно, многое унаследовала от мифов доисторического, античного и раннесредневекового населения Иссык-Кульской котловины. Сопоставляя петроглифы и современную мифологию можно в значительной мере реконструировать древнейшие мифы и верования.

Многочисленные изображения верблюдов с погонщиками и всадниками доказывают существование северной ветки Великого Шелкового пути, проходящей по берегам Иссык-Куля ещё в усуньское время.

Интересны также изображения всадников верхом на усуньской лошади. Эта порода лошадей была выведена 2 тысячи лет назад на Тянь-Шане, на берегах Иссык-Куля. От известных ранее в Евразии изображений лошадей они отличаются массивностью, сильно развитой грудью и крупной головой на толстой шее. Именно такая лошадь стала известной в Европе после нашествия гуннов. Единичное на территории музея под открытым небом изображение тюркского всадника отличается от усуньских диаметрально противоположными пропорциями, т.е. крупная фигура всадника с подогнутой рукой, держащей бунчук, и стилизованной, мелкой фигуркой коня. На территории музея обнаружено также изображение дикой лошади, а, возможно, дикого осла или кулана.

Антропоморфные изображения, помимо всадников и охотников представлены фигурами с распростертыми руками в адоратных позах. На территории музея находится петроглиф с изображением рожающей матери – этот образ конвергентно распространен во многих районах Евразии. Стилизованная фигурка размером 42 см на вертикальной поверхности камня с опущенными руками и широко расставленными ногами, между которыми символ рождающегося ребенка. Впоследствии этот образ трансформировался в символический знак, идеограмму, использовавшийся как в первых иероглифах, так и используемый в современном народном искусстве в виде узора на войлочных коврах. Тенденция перехода от крупных реалистических изображений через стилизованные, геометрические фигуры к тамгообразным знакам и пиктограммам прослеживается с конца усуньского периода и вплоть до караханидского периода. Небольшая часть петроглифов является чистыми идеограммами – символами, весьма схожими с руническими знаками и различными родовыми тамгами, т.е. атрибутами собственности, принадлежности определенной территории или объекта к конкретному лицу, роду, племени или государству. В этой связи необходимо отметить, что многочисленные палимпсесты тюркской эпохи, т.е. наложение изображений стилизованных козлов поверх реалистичных, исполненных в «зверином» стиле изображений предыдущих эпох, можно сравнить с тамгами, знакам, с помощью которых новые хозяева метили свои, приобретенные территории. Один из таких знаков – джагалмай сохранился как тамга целого ряда кыргызских племен правого крыла. Джагалмай тамга во многих вариантах представляет собой изображение летящей птицы и многие из них идентичны изображениям на камнях. К примеру, вблизи караойских оленей находится петроглиф с подобным знаком, который, предварительно, датируется началом нашей эры.

Древнейшим изображением на территории музея под открытым небом является изображение дикого быка, взбирающегося в гору. Фигура быка размером более 1 м выполнена весьма реалистично. Подобный образ быка запечатлен и в бронзовом ювелирном украшении, найденном на южном берегу Иссык-Куля. Естественный рельеф камня поставил перед художником позднего бронзового века задачу исполнить изображение на сильно вытянутой по вертикали и наклонной плоскости камня. С этой задачей он блестяще справился, полностью используя все каменное полотно. Бык изображен почти в вертикальном положении, как бы взбирающимся в гору, пустое пространство в нижней части камня занято длинным хвостом. Рога быка стилизованно закручены в виде солярного знака. С образом быка у индоевропейских народов связаны древнейшие верования.

Помимо барсов в музее под открытым небом сохранились изображения других хищников из породы кошачьих: гепардов и рыси. Петроглифы с гепардами небольших размеров 0,3х0,5м и фигурки трудно различимы, но, тем не менее, они явно отличаются от барсов изящным тонким корпусом и маленькой головой на более длинной шее. Среднеазиатская разновидность гепарда существовала до нового времени, последняя особь была застрелена в Туркмении 150 лет назад.

Для всестороннего исследования петроглифов Иссык-Куля необходимо проведение аналогий с соседними скоплениями петроглифов в Южном Казахстане (Тамгалы, Ешкиольмес и др.) и Саймалы-Ташем, в которых на протяжении долгого времени проводились исследования и археологические раскопки.

Аналогии с Саймалы-Ташем и Тамгалы прослеживаются в эротической сцене на наскальном рисунке в местонахождении Бежаевка. В иссык-кульских местонахождениях петроглифов есть абсолютно идентичные тамгалинским изображениям быков, сцены с быками в окружении собак.

Как и во многих художественных галереях среди массы грубых хулиганских граффити встречаются весьма искусные подделки, как, например, умело сделанная фальшивка оленя с древом жизни на голове. Но оригинальные изображения сделаны в другой технике нежели подделки, чрезвычайно аккуратно, возможно с использованием медных орудий, так, что не чувствуется никаких углублений и каверн. Изготовление петроглифов на граните - самом твердом из всех каменных материалов, на которых наносились рисунки, выработало особую технику – поверхностную точечную выбивку по выпуклым граням и крупным кристаллам, так что зачастую отсутствовали сплошные линии, и рисунок становился различимым только с определенного расстояния.

С распространением мусульманства искусство наскальной живописи постепенно прекратилось, поскольку исламские каноны запрещали изображения людей и животных. Однако преемственность художественных традиций осталась и многие узоры в современном народном искусстве изготовления войлочных ковров – ала-кийизов, шырдаков сохранили названия животных (горного козла, оленя и т.п.)