Краткий исторический обзор
Период геологической истории Земли, начавшийся 700 тысяч лет назад (по другим данным 1,8 – 3,5 млн. лет назад) и связанный с появлением первых людей, носит название антропогена, или четвертичного периода. В ледниковые эпохи ледники не опускались ниже современных адыров (небольших горных поднятий на высоте 2000 – 2500 м над уровнем моря). Так последнее чолпон-атинское оледенение (около 10 тысяч лет назад) оставило свои следы в виде морен на высоте 3000 -3300 м над уровнем моря. В Иссык-Кульской котловине сложились весьма благоприятные условия для обитания древнего человека, поскольку озеро Иссык-Куль занимало гораздо большую площадь в то время и тем самым формировало мягкий климат, сходный с морским.
Большинство исследователей считает, что первые люди поселились на территории, соответствующей современной Иссык-Кульской области в эпоху нижнего палеолита - более 300 тысяч лет назад.
Свидетельством освоения древним человеком Иссык-Кульской котловины являются каменные орудия, найденные в долине реки Он-Арча недалеко от автотрассы Балыкчи – Нарын и в местности Саламат-Булак, на западной оконечности озера Иссык-Куль, в 3 км к югу от г.Балыкчи. О ранней датировке (эпоха нижнего палеолита, около 300—200 тысяч лет тому назад) каменного орудия из Он-Арчи свидетельствуют форма и техника обработки. Грубые орудия из гальки аналогичны изделиям палеолита Индостана, что указывает на то, что первые поселившиеся здесь люди имели общие родственные корни с первобытными жителями Северной Индии.
В мустьерскую эпоху (100 - 40 тыс. лет назад) появляются неандертальцы, костные останки которых
обнаружены во многих районах Евразии. Как показали антропологические исследования, это были люди среднего роста, крепкого телосложения с сильно развитой мускулатурой. Развитие мозга приближало неандертальца к современному человеку — его объем колебался от 1200 м 3 до 1600 см 3 . Неандертальцы заселили и Иссык-Кульскую котловину. Здесь археологи обнаружили свыше десяти местонахождений древних изделий, как правило, приуроченных к речным террасам. Видимо, берега небольших речек, впадавших в Иссык-Куль, были весьма благоприятны для обитания древних людей.
Свыше 3 тысяч каменных изделий из серого кремнистого сланца, яшмы и других горных пород было обнаружено на памятнике Тосор, который, вероятнее всего, являлся остатками разрушенного селем древнего стойбища. Стоянка располагалась в глубине ущелья, на правом берегу р. Тосор на террасовидном уступе размером 1000 кв. м, расположенном на высоте 1800 м над уровнем моря. Громадное количество сколов и осколков говорит о том, что здесь происходило и изготовление орудий.
О существовании мифологических представлений и магических ритуалов свидетельствует погребение мальчика, найденное в пещере Тешик-Таш, вокруг которого были уложены рога горного козла. Известный археолог А. П. Окладников предположил существование верований, связанных с культом козла – тотема и в то же время основного объекта охоты, которая обеспечивала пропитание всей общины.
В период так называемого позднего или верхнего палеолита (40—12 тысяч лет назад) древних людей - неандертальцев, сменяет человек современного типа, названный «кроманьонцем» по первой находке костных останков в гроте Кроманьон во Франции.
В Центральной Азии в период верхнего палеолита существовали две большие историко-культурные области: первая простиралась к востоку и северу от Тянь-Шаня, вторая — к юго-западу от нее.
На огромных пространствах Сибири, Забайкалья, Монголии и Северного Китая в конце последней ледниковой эпохи были рассеяны группы древних охотников на мамонтов, диких быков, лошадей и северных оленей. В этот период люди приручили собаку и изобрели способы изготовления нового охотничьего оружия — кинжалов и наконечников из кости с глубокими продольными желобками, в которые вставлялись острые кремневые пластины.
На юге обитали носители иной по происхождению культуры – микролитической. Изделия геометрической формы, получившие в литературе из-за своих малых размеров название микролитов. Техника изготовления геометрических микролитов открыла новые возможности в создании орудий труда, предназначенных для специальных операций. Пластинки правильной формы можно было точно подогнать одна к другой, создавая прямой рабочий край составных орудий. Использование геометрических микропластин началось еще в эпоху верхнего палеолита, но наибольшее развитие оно получило уже в следующий исторический период — в пору мезолита.
Развитие составных орудий и микролитической техники завершилось важным изобретением — было создано совершенное охотничье оружие — лук и стрелы. Деревянные стрелы с наконечниками из микропластин значительно облегчали охотничий промысел.
Это произошло в период, именуемый по археологической периодизации мезолитом, датируемый в основном в пределах X — VII тысячелетий до н. э. В это время техника изготовления каменных орудий достигла филигранной тонкости. Миниатюрные пластинки, отделяемые от заготовки нуклеуса, монтировались в костяную или деревянную рукоять. С помощью таких орудий можно было производить тонкие и точные работы, к примеру, качественную обработку кожи и изготовление новых видов одежды. Обнаруженные во многих пещерах терочные камни и серпы с каменными вкладышами свидетельствуют о переходе к массовому сбору дикорастущих злаков. Однако повсеместно основным способом добывания пищи оставалась охота, а в районе Иссык-Куля — рыболовство.Особую культурную общность образовали мезолитические племена, обитавшие в высокогорных районах Тянь-Шаня. Мезолитические стоянки выявлены в высокогорных пещерах Торугарта и Сары-Джаза, а также на побережье озера Чатыр-Куль и западной части долины Арпы. Высокогорные стойбища тянь-шаньских охотников эпохи мезолита свидетельствуют об освоении древним человеком различных ландшафтных зон.
Завершающий период эпохи камня носит название неолита. Приемы обработки камня, получившие широкое распространение в пору неолита — шлифование и сверление, были последним новшеством в технологии каменных орудий, что позволило увеличить их ассортимент. Широкое распространение получают тесла и топоры. Другим важным новшеством неолитического периода было изготовление глиняной посуды, или керамики. Важнейшим достижением неолитического периода был переход в ряде регионов к земледелию и скотоводству. Во времена неолита и энеолита в различных районах Кыргызстана жили племена охотников и рыболовов, оставившие памятники кельтеминарской культуры, просуществовавшей до начала III тысячелетия до н. э
Неолит Кыргызстана пока еще слабо изучен и представлен сравнительно небольшим числом памятников. В горных районах, судя по материалам, была распространена культура, весьма близкая памятникам гиссарской культуры юго-западного Таджикистана. Гиссарская культура несколько отличалась от культуры большинства неолитических племен Средней Азии. Она имела распространение на Тянь-Шане, в Алайской долине, на территории Ферганы, а также в районах западного Таджикистана.
Стоянки первобытных общин неолитического времени найдены и на берегу Иссык-Куля, в районе Чолпон-Аты на древних речных террасах. Это были временные стоянки под открытым небом, однако люди того времени жили и в пещерах. Одно такое поселение обнаружено в гроте Теке-Секерик, близ Нарына, другое — на р. Сары-Джаз. Пещера Ак-Чункур на р. Сары-Джаз издавна служила убежищем древнему человеку. Она расположена на высоте около 3500 и над уровнем моря. Длина ее 45 м, ширина — от 1,5 до 7,5 м. Высота свода достигает 12 м у входа и 1,5 м в глубине. Часть находок из этой пещеры относится к неолитическому периоду. Здесь сохранились древнейшие в Кыргызстане наскальные рисунки.
Использование металла для изготовления орудий труда совершило подлинный скачок (бронзовую революцию) в истории человечества. Процесс перехода к металлическим орудиям занял несколько тысячелетий. На территории Тянь-Шаня этот процесс начался довольно поздно приблизительно в 3 тысячи лет назад, практически миновав стадию энеолита (меднокаменного века) и сразу начавшись с использования бронзы. Во второй половине II тысячелетия до н.э. племена Средней Азии и Казахстана перешли к массовому бронзолитейному производству, широкому освоению рудных месторождений, изготовлению самобытных типов орудий и оружия. В Центральной Азии во второй половине II тысячелетия до н. э. сформировались казахстанский, уральский, среднеазиатский и минусинский горнометаллургические центры.
В эпоху поздней бронзы и на территории Семиречья действовал самостоятельный очаг. Одним из свидетельств его существования является своеобразие набора типов металлического инвентаря. Только для семиреченского металлургического центра характерны кельтообразные молотки, миниатюрные тесла с ушком, секиры, втульчатые серпы, оригинальные кинжалы листовидной формы с навершиями в виде фигурок животных, ажурные булавки. На северном побережье озера Иссык-Куль в районе села Жаркымбаево существовал крупный центр производства бронзовых изделий, свидетельством чему являются многочисленные подводные находки бронзовых изделий и в том числе незаконченные заготовки.
Своеобразны также и технологические приемы изготовления металлических изделий. По химическому составу металл Семиречья значительно отличается от бронзы других регионов. Для изделий Семиречья характерно высокое содержание свинца, висмута, серебра, мышьяка и никеля. Иссык-Кульские бронзовые изделия отличались золотистым оттенком, из-за большой примеси мышьяка. Достаточно высока была и квалификация мастеров бронзолитейщиков, которые в совершенстве знали свойства оловянистых бронз и владели всеми методами их обработки.
Значительную часть территории современной Иссык-Кульской области в эпоху бронзы занимали скотоводческо-земледельческие племена, культура и хозяйство которых были близки культуре племен Казахстана и Южной Сибири, которые получили название культур степной бронзы или андроновской культуры. Иная культура наблюдается на юге республики. Здесь, в восточной части Ферганской долины, формируется культура оседлых земледельческо-скотоводческих племен, получившая наименование чустской.
Большинство исследователей считают, что племена андроновской культурной общности образовались на основе развития родственных по культуре и происхождению племен северной полосы казахстанских степей и примыкающих районов Зауралья эпохи неолита и энеолита. Андроновская общность сформировалась в результате сложных этнических процессов с участием различных антропологических групп, среди которых выделяются два европеоидных расовых типа — собственно андроновский, с мезокранным черепом, низким, но очень широким лицом, и кавказский, восточно-средиземноморский.
Андроновская культурная общность хронологически делится на различные этапы и рамки этой общности соответствуют раннему ( XVIII — XVI вв. до н. э.), среднему ( XV — XIII вв. до н. э.) и позднему ( XII — IX ( VIII ) вв. до н. э.) периодам эпохи бронзы. В начале I тысячелетия до н. э. андроновские традиции в хозяйстве и культуре уступили место более прогрессивным формам хозяйства и культуры эпохи раннего железа.
К культуре племен поздней бронзы в Иссык-Кульской котловине относится могильник Кекелик-Сай. Глиняная посуда, найденная в могильнике, позволяет отнести его к кругу культур с валиковой керамикой, распространенной в эпоху поздней бронзы на огромной территории в степях Евразии от Балкано-Карпатья на западе и Алтая на востоке. Впоследствии именно на этой территории формируются родственные культуры скифо-сакского мира.
В Иссык-Кульской котловине были обнаружены несколько кладов бронзовых вещей, что свидетельствует о широком распространении металла в хозяйстве и быту древних племен. К примеру, Каракольский клад включал 5 художественно выполненных кинжалов, с фигурами животных на навершиях рукояток. Эти фигурки свидетельствуют о разведении овец и лошадей.
Впрочем, оба вида хозяйства - скотоводство и земледелие существовали в комплексе с древнейших времен до эпохи позднего средневековья. Благоприятные условия горных долин Тянь-Шаня, небольшой снежный покров, обширные пастбищные угодья и наличие питьевой воды — все это благоприятствовало занятиям скотоводством.. Видимо, уже на развитом этапе эпохи бронзы здесь сложилась такая его форма, как сезонные перекочевки с джайлоо на зимние пастбища. Район Чолпон-Аты видимо был одни из наиболее благоприятных для сезонных перекочевок в Иссык-Кульской котловине о чем свидетельствует название местности с сакральным для кочевников образом богини Чолпон – покровительницы скотоводов. На северо-западной окраине г. Чолпон-Ата в результате исследований А.П. Окладникова была зафиксирована стоянка бронзового века.
Стада животных угоняли на длительное время на отдаленные горные пастбища. Высокогорные долины (высота 2800—3000 м), используемые и в наши дни как сезонные пастбища, были освоены уже во второй половине II тысячелетия до н. э. Одновременно развивалось и земледелие. По своему характеру оно было примитивным и играло подсобную роль по сравнению со скотоводством, однако служило важным источником для получения продуктов питания.
Все более усложнявшееся производство орудий труда, жилищ, одежды, украшений означало и развитие культуры, которое приобретало все более абстрактные формы. Свое высшее воплощение первобытная, доисторическая культура получила в наскальном искусстве. Наскальная живопись стала хранилищем мифологии и идеологии человека с древнейших времен до современности. Крупнейшим памятником духовной культуры населения Кыргызстана со времени энеолита и до средних веков является местонахождение петроглифов Саймалы-Таш на Ферганском хребте. На протяжении долгих веков Саймалы-Таш представлял своего рода святилище – сакральный и культовый центр, посещаемый в периоды весенних и летних общинных празднеств.
Иссык-Кульская котловина также представлена десятками местонахождений наскальных рисунков, среди которых выделяется североиссыккульский комплекс петроглифов, состоявший из нескольких святилищ позднего бронзового века и раннего железного века – Чолпон-Ата, Орнок, Караой.
С IX по VIII вв. до н. э. на огромных пространствах Евразии состоялась своего рода социальная революция, определившая начало новой исторической эпохи. Основным способом хозяйствования на огромных пространствах Евразии стало кочевое скотоводство, основанное на сезонном чередовании травостоя. В предгорных и горных районах Тянь-Шаня сложилась система кочевания, получившая название вертикальной, сезонной перекочевки. Расстояние кочевок сокращалось, получил распространение полуоседлый или полукочевой быт. В аридной зоне степей и высокогорий именно кочевое скотоводство давало максимальный прибавочный продукт. Результатами стали быстрый рост населения, контактов населения различных регионов, накопление богатств, прогресс военного дела.
Усиление и расширение различного рода связей и контактов было тесно связано с массовым распространением верховой езды. Были выведены несколько пород быстроаллюрных скаковых коней. Одна из таких пород — крупные, рыжие, с крупными копытами кони — были обнаружены при раскопках знаменитых курганов Пазырыка на Алтае. Благодаря своей способности преодолевать десятки и сотни километров в день, конь сделал возможным для человека превратить огромные труднопреодолимые пространства в обитаемые сферы, связующие различные народы и культуры. По свидетельству античных историков, римлянам в начале III в. н. э. удалось захватить парфянского коня, который в течение 8—10 дней ежедневно мог проходить около 150 км.
Особое значение имела выработанная кочевниками тактика конного боя, основанная на непрерывных атаках конных лучников. На первых порах армии древневосточных цивилизаций, столкнувшиеся на западе с киммерийцами и скифами, а на востоке с саками, были не в силах противостоять им.
Уже на самых ранних этапах своего развития кочевнические общества нередко подчиняли себе оседлые оазисы и образовывали достаточно сильные военно-политические объединения, своего рода военно-кочевые империи. Союзы племен перерастали в общества с определенной централизацией власти. Уже в VI в. до н. э. известны два подобных объединения — саки во главе с «царицей» Зариной и массагеты под предводительством Томирис.
Первые сведения о кочевом населении Семиречья и долин Тянь-Шаня содержатся в древнеперсидских клинописных текстах VI в. до н. э., высеченных по повелению персидского царя Дария I на скале Бехистун. Бехистунская надпись повествует о походе Дария в Среднюю Азию, в ней перечислены покоренные народы, и среди них саки: «Говорит Дарий-царь: затем я с войском отправился в Саку. Затем саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать сражение. Когда я прибыл к водному рубежу (примечание – Сырдарья), тогда на ту сторону его вместе со всем войском перешёл. Потом я наголову разбил одну часть саков, а другую захватил в плен <...> Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Тогда я другого сделал их вождём, как на то было моё желание. Затем страна стала моей». Саки упомянуты также в Накширустемской надписи Дария, а также в некоторых других текстах. Одна из версий происхождения слова «Сака» - упрощенный транскрибированный вариант слова означавшего «доблестный муж».
Греческие авторы именовали их «азиатскими скифами». Страбон в своем описании «География» пишет: «Большинство скифов, начиная от Каспийского моря, называют даями. Племена, живущие восточнее последних, носят названия массагетов и саков, прочих же называют общим именем скифов, но у каждого племени есть свое особое имя».
Саки принимали активное участие во многих исторических событиях. Они неоднократно сталкивались с мидянами и персами — могущественными народами того времени. Имеются сведения, что войны с мидянами они вели задолго до образования Ахеменидского государства.
Покорив мидян, Кир II предпринял поход против саков. Он разгромил их отряды и захватил в плен «царя» Аморга. Но его жена Спаретра сумела собрать большое войско, напала на персидскую армию и освободила мужа. Кир заключил союз с саками, которые оказывали ему помощь в войне с лидийским царем Крезом (546 г. до н. э.).
Политика завоевания Средней Азии была продолжена персидским царем Дарием I (522—486 гг. до и. э.) Он совершил, по крайней мере, два похода на саков. Один из них оказался неудачным. Греческий историк II в. до н. э. Полиеп поведал о патриотическом подвиге сака Ширака, совершенном им во время этого похода: он порезал свое тело и, перебежав к персам, сообщил, что полон жажды отомстить вождям саков за причиненную ему обиду. Ширак вызвался сопроводить войско персов, но завел их в пустыню и обрек на гибель.
«Отец истории» Геродот сообщал следующее: «Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами. Кроме того, у них были еще сагарисы — боевые секиры». В бою саки отличались воинственностью и храбростью. Среди сакских племен были сильны традиции матриархата и женщины иногда даже возглавляли сакские племена. Известны имена трех таких «цариц». Во время сако-мидийской войны во главе саков была Зарина. В источниках сообщается, что она покорила соседние страны, лично участвовала в сражениях и даже была ранена. После смерти в ее честь была воздвигнута пирамида со статуей наверху.
Саки вели кочевой образ жизни, занимались главным образом скотоводством. Однако им было уже известно в то время и земледелие. В источниках сообщается о хорошо обработанных землях и «немалых городах», построенных якобы Зариной.
В 329 г. до н.э. армии Александра Македонского достигли Яксарта (Сырдарьи). За этой рекой они натолкнулись на ожесточенное сопротивление саков и не смогли продвинуться дальше. В сражениях была уничтожена часть македонской конницы, и был ранен сам Александр.
В конце IV — начале III вв. до н.э. на евразийском пространстве происходили большие перемены. На Западе на смену скифам пришли сарматские племена, на Востоке — складывается сильная кочевая держава хунну. В Средней Азии династия из кочевых племен даев-дахов создает Парфянское царство, сыгравшее важную роль в исторических судьбах народов Средней и Передней Азии. Рядом возникает Греко-Бактрийское царство. Все эти события и предопределили крупные политические и социально-экономические изменения, происходившие во II в. до н. э. Именно в это время в Семиречье складывается крупное объединение кочевников — усуньский племенной союз.
Первоначально усуни обитали в Центральной Азии, по соседству с племенами юечжей и хуннов, однако, где находились древние усуньские земли, точно не установлено. Известно только, что в войне с юечжами и хуннами усуни потерпели поражение, их вождь был убит.
Около 160 г. до н.э. часть усуней переселилась в Семиречье. Подчинив местные сакские племена и отбросив юечжей на юг Средней Азии, усуни создали государство по типу кочевых империй во главе с вождем («царем»), носившим титул «гуньмо». В его состав вошли местные, покоренные племена саков и остатки юечжей. Усуньское государство граничило на востоке с хунну, на юге — с оседлыми владениями Восточного Туркестана, на юго-западе — с Ферганой, а на западе, в долинах рек Чу и Талас — с Кангюем.
Вопрос об этнической принадлежности усуней до сих пор не ясен. В Усуньское государство входили племена разного происхождения. Основную часть составляли потомки ираноязычных сакских племен. Усуньское государство было разделено на своего рода уделы, управляемые сыновьями владетеля, причем гуньмо оставлял за собой центральную часть страны и верховную власть. Ставка «царя» усуней — город Чигучен («город Красной Долины») — размещалась в Иссык-Кульской котловине. Это был крупный центр на одном из ответвлений Великого шелкового пути.
Усуней в китайских источниках называют кочевым народом: «Усуни не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде. В обыкновениях сходствуют с хуннами. В их владении много лошадей, и богатые содержат их от 4000 до 5000 голов». По антропологическому типу они принадлежали к европеоидам со значительной примесью монголоидности. Древнекитайские письменные источники отмечали, что для усуней были характерны светлая кожа, рыжие волосы и голубые глаза. Жилищем усуням служила войлочная юрта, хорошо приспособленная к условиям полукочевой жизни и быта.
По хуннскому образцу усуньские владения были разделены на три части — «центр» и два «крыла». Власть гуньмо переходила по наследству. Гуньмо и два его сына — правители двух частей государства,—имели каждый личную дружину по 10000 воинов. Кроме того, имелось обычное войско, состоявшее из свободных общинников.
Судя по сообщению китайских источников, наибольшую ценность для усуней представлял конь, и самые богатые усуни имели четыре — пять тысяч голов лошадей. Усуни вывели особую породу лошадей. От известных ранее в Евразии изображений лошадей они отличаются массивностью, сильно развитой грудью и крупной головой на толстой шее.По социально-экономическому развитию усуни находились примерно на одном уровне с хуннами. Судя по находкам в могильниках Аймырлыг в Туве и Каратома, уникальной надписи, обнаруженной в сакском кургане Иссык ( V — IV вв. до н. э.), в то время появились зачатки самобытной письменности в Семиречье и в других районах стопного пояса Евразии, что являлось одним из важнейших признаков высокого уровня
развития общества.О политических событиях в усуньском государстве в первые века н. э. известно мало. Одно из последних упоминаний об усунях относится к 436 г., когда к ним было направлено китайское посольство. Позже они вошли в состав первого Тюркского каганата. Период с I и до V века нашей эры большинством исследователей считается «темным периодом» в истории Кыргызстана, своеобразной предтечей Великого переселения народов.
Начиная с VIII в. до н. э. и до рубежа н. э. со времени господства в степях групп родственных ираноязычных кочевых пародов, шел единый для степей Евразии процесс сложения культуры ранних кочевников, который охватил Тянь-Шань и Семиречье.
На следующем историческом этапе — в первые века н. э. — происходят крупные политические, социально-экономические и этнические изменения. Этот важный этап в истории кочевого мира древности получил название Великого переселения народов. Завершился он выходом на историческую арену племен Тюркского каганата, когда политическая власть в Средней Азии, Семиречье и на Тянь-Шане окончательно перешла к кочевым тюркоязычным народам.
При подготовке краткого исторического обзора использованы материалы «Истории Киргизской ССР. Издательство Кыргызстан. 1984.»
Туризм
Достопримечательности
Туристские маршруты
Ссылки и литература